Ресурсы библиотеки > Выдающиеся личности и события Украины > Людмила Старицкая-Черняховская – 150 лет со дня рождения

Людмила Старицкая-Черняховская – 150 лет со дня рождения

Все новости
29.08.2018

Ее семья была центром украинского духа Приднепровья, здесь не угасала национальная идея, память о славном прошлом украинского народа, его быте, обычаях, была особая литературная атмосфера, звучал певучий украинский язык. В их доме бывали частыми гостями деятели Громады – А. Русов, М. Драгоманов, Чубинский; корифеи театра – В. Антонович, М. Садовский, М. Кропивницкий, П. Житецкий, М. Заньковецкая. Поэтому неудивительно, что девушка изначально сделала сознательный выбор служения и преданности родному народу. Но, к сожалению, она стала жертвой сталинской репрессивной машины, и ее имя на долгие годы было вычеркнуто из нашей истории, литературы, театра. И только в независимой Украине творчество писательницы, отражающее животворящую силу свободолюбивого украинского народа, возвращается к читателям и сторонникам театра, обогащает духовную сокровищницу Украины.​

Родилась Людмила Михайловна Старицкая 29 августа 1868 г. в с. Карповка Могилев-Подольского уезда Подольской губернии (по другим данным – в г. Киеве). Она была дочерью классика украинской литературы Михаила Старицкого и Софии Лысенко – родной сестры известного украинского композитора Николая Лысенко.

Образование получила в одной из лучших киевских гимназий. Первые печатные произведения писательницы, в частности поэзия «Панихида», посвященная памяти Т. Шевченко, появились 1887 г. в московском альманахе «Первый венок», где опубликовала свои первые стихи и Леся Украинка, с которой они стали близкими подругами на всю жизнь.

Также Л. Старицкая-Черняховская печатала рассказы и статьи на русском языке в «Русском богатстве», «Русской мысли», «Киевской старине». В этих изданиях она знакомила читателей с творчеством Леси Украинки, А. Крымского.

В 1888 г. творческая молодежь объединилась в литературный кружок «Плеяда». Кружковцы (О. Пчилка, В. Самойленко, Леся Украинка, М. Славинский, М. Обачный, Г. Григоренко, А. Черняховский) проводили литературные вечера и диспуты, где обсуждались вопросы развития украинской литературы, переводились на украинский язык произведения зарубежных писателей.

Людмила становится участницей театра корифеев, театра самого Старицкого, была среди организаторов, участников театрального аматорства Приднепровья. Она организовывает любительские кружки, пишет для них водевили, лирическую драму «Сапфо» (1896), одну из лучших своих драм «Аппий Клавдий» (1909) и пьесу «Последний сноп» (1917).

С образованием в 1895 г. в Киеве Литературно-артистического общества Л. Старицкая входит в его правление, помогает организовывать литературно-художественные и научные вечера, посвященные истории и культуре украинского народа. Людмила активно участвует в работе «Исторического общества Нестора-летописца» в Киеве и «Научного общества имени Шевченко» во Львове.

27 января 1896 г. Л. Старицкая выходит замуж за киевского врача Александра Григорьевича Черняховского. Впоследствии он станет известным неврогистологом, профессором, доктором медицины, автором многочисленных работ в этой области, составителем словаря медицинских терминов на украинском языке. С 1900 г. у них родилась дочь Вероника.

Следствием многолетней работы Л. Старицкой стало первое исследование по истории национального театра «Двадцать пять лет украинского театра (Воспоминания и мысли)» (1907). В нем основательно прослежена судьба украинской сценической культуры и драматургии с момента возникновения в 1882 году первого профессионального украинского театра под руководством М. Кропивницкого.

Первая четверть XX в. стала временем наивысшего творческого взлета писательницы. В эти годы она пишет проблемно-семейную драму «Милость Божья» (1918), драму «Гетман Дорошенко» (1911) и драму в пяти действиях «Иван Мазепа» (1926), несколько интересных пьес «Красный петух» (1936), «Декабристы», «Право на жизнь», «Победа», «Тихий вечер».

Людмила Михайловна никогда не стояла в стороне общественно-политической жизни. Во время революционных событий 1905 г. Л. Старицкая-Черняховская принимает участие в митингах и демонстрациях, заседаниях политических кружков, прячет в своем доме евреев от погрома. Впоследствии она входит в Украинскую демократическо-радикальную партию, а затем – в Общество украинских прогрессистов.

Во время Первой мировой войны Людмила Михайловна работает в обществе помощи беженцам «Юг России», сестрой милосердия в госпитале, организовывает детские приюты для сирот. В ноябре 1916 г. ездила в Сибирь и Поволжье, чтобы создать там комитеты украинских ссыльных, переселенцев и военнопленных галичан. Возвращаясь назад, в Киев в Москве она встретилась с интернированным М. Грушевским. Писательница прониклась его концепцией истории Украины, что сказалось на ее дальнейшем творчестве.

С момента создания Центральной Рады Л. Старицкая-Черняховская стала ее членом, а в апреле 1917 г. вошла и в Малую Раду. В мае 1917 г. она стояла у истоков Общества (комитета) «Украинский национальный театр» и вошла в его президиум. Во времена Украинского Государства П. Скоропадского возглавляла Украинский клуб, а в период Директории стала соучредителем и заместителем председателя Национального совета украинских женщин в Каменце-Подольском.

После окончательного установления в Украине советской власти семья Черняховских оказалась перед выбором: уехать за границу или жить и работать в новых условиях. Они остались на родной земле. Но с проникновением большевистской идеологии во все сферы жизни для деятельности «старой» украинской интеллигенции оставалось все меньше возможностей. В конце концов, украинизация была остановлена. Однако Людмила Михайловна дома, в т.н. литературном салоне Старицкой-Черняховской, продолжала устраивать литературные вечера, на которых бывали молодые писатели – Г. Косынка, Т. Осьмачка, В. Пидмогильный и др. Именно эти собрания впоследствии НКВД назвала «контрреволюционными заседаниями».

В 1929-1930 гг. начался политический процесс «Союза освобождения Украины», сфабрикованный с целью обескровливания украинской интеллигенции. К следствию были привлечены и Л. Старицкая с мужем. Почти полгода они просидели в Харьковской тюрьме, ожидая суда и приговора. В июне 1930 г. их освободили, осудив «условно». Писательнице запретили печататься, а ее книги стали изымать из библиотек. Имя Л. Старицкой-Черняховской исчезло с театральных афиш. Ее мужа сослали в г. Сталино (ныне Донецк). И только в 1936 г. супруги вернулись в Киев. Чтобы выжить, Людмила три года работает на швейной фабрике работницей. А в это время на сцене Киевской оперы идут «Аида», «Чио-Чио-сан», «Риголетто» в ее переводах, но дирекция решила не платить гонораров репрессированной писательницы. Та подает в суд и выигрывает.

8 января 1938 года арестовали единственную дочь Черняховских – писательницу и переводчицу Веронику Черняховскую. Ее как бывшую жену немецкого банкира Теодора Геккена обвиняют в шпионаже в пользу Германии и приговаривают к 10 годам тюрьмы с суровой изоляцией. От пыток, издевательств и надругательств Вероника – поэтесса, переводчица с французского, английского, испанского, немецкого языков, сошла с ума, а потом пропала бесследно. Родители все свои силы направили на то, чтобы разыскать дочь и добиться помилования. Но все было напрасно. Отец не выдерживает этого удара и в следующем году умирает от горя. Мать пишет письма к Сталину, Ворошилову, Калинину, комиссии о помиловании при Верховном Совете СССР. Раздобыв список женских политизоляторов, она посылает туда продуктовые посылки.

Одна из них не вернулась из Томска. Решив, что ее дочь находится там, 72-летняя писательница выезжает в Сибирь.

Мать так никогда и не узнала, что на самом деле ее Роны уже более двух лет не было в живых. Веронику Черняховскую расстреляли по постановлению тройки при Киевском НКВД 22 сентября 1938-го года.

Когда в 1941 году немцы подступали к Киеву, Людмилу Старицкую-Черняховскую как вероятного «пособника фашизма» вместе с младшей сестрой Оксаной арестовали и этапом отправили в Акмолинск в Казахстане. По дороге 73-летняя Людмила Михайловна умерла в эшелоне. Представительницу украинской национальной элиты, писательницу-интеллектуалку, высокообразованного, благородного человека, который посвятил свою жизнь возрождению украинской нации и ее культуры, конвоиры просто выбросили из вагона в степь. Точная дата ее смерти не установлена.

Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов:

 

О ней:

Діячі науки і культури України [Текст] : нариси життя та діяльності / О.В. Даниленко, Л.В. Іваницька, А.П. Коцур; Київський національний університет ім. Т. Шевченка; ред. А.П. Коцур, ред. Н.В. Терес - К. : Книги - XXI, 2007. - Бібліогр. у кінці ст.. - 463 с.

Дяченко С. Це був не сон, живе страшне життя Людмили Старицької-Черняхівської / С. Дяченко // Українська мова і література в школі. - 2009. - N1. - С. 52-54 - Бібліогр. у кінці ст.

Коваленко Сергій. «Найгірше пекло - мені Україну бачити в путах»: система особистісно зорієнтованих уроків за творчістю Людмили Старицької-Черняхівської, 10 клас / С. Коваленко // Українська література в загальноосвітній школі. - 2009. - N5. - С. 32-38

Савченко С. Життя - за Україну: до 150-річчя від дня народження Л. Старицької-Черняхівської (1868-1941) / С. Савченко // Дати і події. - 2018. - N 2. - С. 37-41 - Бібліогр. наприкінці ст.

Хорунжий Юрій Михайлович. Шляхетні українки [Текст] : есеї-парсуни/ Ю. М. Хорунжий; ред. О. Веремійчик - К. : Вид-во ім. Олени Теліги, 2004. - 208 с.

Её произведения:

Старицька-Черняхівська Людмила Михайлівна. Вибрані твори [Текст] : драматичнi твори, проза, поезiя, мемуари/ Л.М. Старицька-Черняхівська; упоряд. Ю. М. Хорунжий, ред. М.Г. Жулинський - К. : Наук. думка, 2000. - 839 c - (Бібліотека української літератури. Новітня українська література)

Старицька-Черняхівська Людмила Михайлівна. Діамантовий перстень [Текст] : повість : для ст. шк. віку/ Л.М. Старицька-Черняхівська; ил. Г. Акулов - К. : Веселка, 1993. - 203 c.





Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день