Михайль Семенко – 125 лет со дня рождения

Все новости
31.12.2017

Уже первыми своими сборниками «Prelude» (1913), «дерзания» и «Кверофутуризм» (1914) и помещенным в последний манифестом он начал параллельно возникшего в Украине российского кубо- и егофутуризма (Д.Бурлюк, О.Кручоных, В.Хлебников) течение украинского кверофутуризма – искусства искания. Именно ему принадлежит заслуга широкой разработки верлибра (свободного стиха). Его верлибры были если не абсолютно оригинальным, то во всяком случае новым – как последовательный художественный принцип – явлением для украинской поэзии. Хотя и создавались они все-таки на основе известной национальной поэтической традиции. Его раннее футуристическое творчество проникнуто урбанистическими и маринистическими мотивами и сюжетами, отмечается языковыми и формальными экспериментами и попыткой эпатировать читателя. Он стал образцом даже для поэта Владимира Маяковского, который видел в стихах автора особую мелодику, напоминавшую ему игру на скрипке.

Михаил Семенко родился 31 декабря 1892 года в небольшом селе Кибинцы на Полтавщине в семье волостного писаря и писательницы этнографического стиля, которая под фамилией Проскуровна (от девичьего – Проскура) писала традиционную рустикальную прозу, обращалась к криминальным сюжетам и проблемам женщин на селе. Михаил в 4 года научился читать и писать. Позже учился играть на скрипке: сначала в Хороле, а затем брал уроки в Киеве. Любимыми композиторами были Дворжак и Шопен. В мечтах он именно с музыкой связывал свое будущее.

Парень получил среднее образование в Хорольском реальном училище. Продолжил обучение в Петербурге. В 1911 г. он вступает в Петербургский психоневрологический институт. Закончив двухгодичные общеобразовательные курсы у известного педагога А.С. Черняева, он становится студентом природоведческого-исторического отделения педагогического факультета. Именно на этот период приходится начало творческого пути поэта. И обучение было прервано с началом Первой мировой войны: попав под мобилизацию, Семенко оказался во Владивостоке, где пробыл около трех лет.

Вернувшись в Киев в конце 1917-го, в самый разгар освободительной борьбы, активно включается в литературный процесс, становится одним из главарей возрождения и развития национальной литературы. В Киеве в 1918 году выходят его сборники «П’єро задається», «П’єро кохає», «Дев’ять поем». В 1919 – выходят сборники «П’єро мертво петлює», «Bloc-notes» і «В садах безрозних». Семенко выступил также организатором футуристического движения. В 1922 г. он провозгласил создание литературы будущего, которая должна разрушить устаревшие культурные стереотипы и привнести в общественное сознание апологию техники и урбанизма. Поэт считал, что «искусство, достигнув вершин академизма и классицизма», пошло по ложному пути, поэтому следует из обломков старого искусства конструировать новое, которое бы соответствовало требованиям новых времен.

Стремясь распространять свои идеи, Семенко участвует в издании «Универсального журнала», журналов «Фламинго», «Новая генерация» и др. Он организовывает литературные группы «Ударная группа поэтов-футуристов», «Аспанфут» («Ассоциация панфутуристив»), «Новая генерация».

В 1924 г. выходит еще один сборник – «Кобзарь», в которой были собраны произведения поэта 1910-1922 гг. В противопоставлении «Кобзаря» – попытка показать суть разницы между литературой XIX и XX вв. Новые книги М.Семенко называются «Степь» (1927), «Маруся Богуславка» (1927), «Малый кобзарь и новые стихи» (1928) – поэт и дальше упрямо раздражает коллег-оппонентов по творческой ниве, снова и снова представляя свои супре-, футуро- и кубо-стихи, хотя рядом с ними находим и традиционные стихотворные формы («Оксания», «Тоска», «Атлантида» и т.п.).

Сильно критикуемый, Семенко отошел от футуризма, став певцом большевистской революции. Как и В. Маяковский, М. Семенко вынужден прибегнуть к созданию функциональной поэзии (сборник «С советского дневника»), что по сути является схематичным переводом газетного текста, стихотворными лозунгами и агитками «Писать об активности я должен, забыв о человеческой душе» (Семенко М. Из советского дневника. К., 1932, С. 86).

Частично выход из трудного положения М. Семенко находит в обращении к жанру памфлета и стихов острого социального звучания, что импонировало его острословию и остроумию. В 1930 г. выходит сборник памфлетов и стихов М.Семенко «Европа и мы», в котором ирония автора граничит с сарказмом. В 1934 г. он становится членом Союза писателей Украины.

Сборник публицистических стихотворений «Международные дела» (1933) по идейно-тематическому наполнению уже ничем не отличается от литературы коллег: «как все» М.Семенко прославляет СССР и разоблачает националистический мир. Единственным произведением, заслуживающим более пристального внимания, является поэма «Германия» (1936), в которой автор в остро сатирической форме поднимает проблему угрозы фашизма. Идейные и художественные ценности поэмы в свое время отметил Ю. Смолич: «Такую вещь, на такой высоте поэтического слова и образа, мог дать писатель высокой общей культуры, широкой эрудиции и богатого жизненного опыта».

Еще за три дня до своего ареста, 23 апреля 1937 г., Михаил Семенко провел в Киеве творческий вечер. Поскольку он постоянно жил в Харькове и часто бывал в Киеве, было подготовлено два ордера на его арест. Писателя обвинили в том, что он участвует в украинской фашистской националистической террористической организации, которой на самом деле никогда не существовало, а также в планировании покушения на секретаря ЦК КП(б)У С.В.Косиора, который должен якобы состояться во время демонстрации 1 мая 1937 года. Среди прочего его обвиняли в попытке сбросить Советскую власть в Украине с помощью немецких фашистов. Надломленный морально и физически Михаил Семенко, как свидетельствуют протоколы допросов от 4, 7 и 8 мая 1937 г., «признался» во всех обвинениях. Признание были написаны под диктовку уполномоченного Акимова на имя Начальника НКВД УССР Израиля Леплевского 4 сентября 1937 г. 23 октября 1937 состоялось закрытое заседание Военной коллегии Верховного Суда СССР в составе председателя армвоенюриста А. Орлова, бригадвоенюриста С. Ждана, военюриста І ранга Ф. Климина, военюриста ранга І А. Батнер и при участии помощника прокурора СССР М. Рагинского. Комиссия «именем Союза Советских Социалистических Республик» вынесла приговор: «приговорила Семенко Михаила Васильевича к высшей мере уголовного наказания – расстрелу с конфискацией всего имущества, лично ему принадлежащего». На следующий день Семенко был казнен вместе с другими украинскими писателями в одной из киевских тюрем, похоронен в братской могиле в Быковнянском лесу. Михаил Семенко был реабилитирован посмертно.

Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов:

Семенко Михайль Васильович. Поезії/ СЕМЕНКО - К. : Рад. письменник, 1985. - 311 c

Футуризм, 1914-1937 [Електронні ресурси] : Михайль Семенко, Кость Буревій, Гео Шкурупій, Олекса Слісаренко, Олекса Влизько/ М.В. Семенко, К. Буревій, Г. Шкурупій, О. Слісаренко, О.Ф. Влизько; проект А. Грабська - К. : [б. в.], [20--]. - [Проект втілили студенти КНУ ім. Т. Шевченка на базі Ін-ту журналістики]. - 1 o-ел. опт. диск (CD-ROM)





Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день