Яков Григорьевич Савченко

02.04.2020

Я тихий між ними, як привид, як тінь.
У деннім полоні проходжу кудись.
І маревом марю блакитних пустинь,
Де був я спочатку, де буду колись.

Я.Савченко

Яркий представитель украинского возрождения. Поэт-символист, чье творчество обогатило украинскую лирику новой тематикой, образами-символами, метафорами, благозвучием. Автор самоцветных сборников «Поезії» (1918), «Земля» (1921), «Азіатський апокаліпсис» (1926). Его поэма «Гуни» была запрещена при тоталитарном режиме.

Яков Савченко родился 2 апреля 1890 года в с. Жабки Лохвицкого района на Полтавщине в семье крестьян-ремесленников. Учился в реальной школе, но не закончил ее. Учился в Киевском университете, но опять не доучился. Некоторое время учительствовал в селах на Сумщине, впоследствии – полностью отдался литературной работе. В 1913 г. во львовском журнале «Ілюстрована Україна» вышло первое печатное произведение Савченко. С 1917 г. постоянно выступал в журналах «ЛНВ», «Мистецтво», «Глобус», «Життя й Революція», «Гарт», «Зоря», со статьями, фельетонами, стихами.

Известно, что поэт сотрудничал с газетой «Громадянин», которая издавалась в Житомире с мая 1917 по 1918 гг. Это была не единственная в то время волынская газета, выходившая на украинском языке. С «Громадянином» имели тесные связи Василий Кравченко, Людмила Василек, Вероника Морозивна, Петр Антонович и другие прогрессивные литераторы, ученые, общественные деятели Волыни. «Громадянин» отстаивал право украинской нации на свой язык, вел борьбу против пренебрежения украинской культурой. Все это отразилось в творчестве поэта. Яков Савченко также был хорошо знаком с группой молодых литераторов и творческой интеллигенцией, которая в то время играла заметную роль в художественной жизни Житомира. Во второй половине 1917 года усилиями Я. Савченко, К. Полищука, А. Павлюка, И. Заранчука должен был выйти альманах «Стерні». К сожалению, его издание осталось неосуществленным.

Накануне революции Яков Савченко оказался в Житомире, где жил где-то до начала 20-х годов. Там в 1918 году увидел свет первый сборник Я. Савченко «Поезії». В 1921 году вышел второй сборник «Земля». Потом поэтических книг Яков Савченко не выдавал, хотя и публиковал отдельные стихи в периодике.

Первый сборник обеспечил ему видное место в украинской литературе как одного из немногочисленных символистов в ней. Зато второй знаменовал резкий отказ от символизма и переориентацию на творчество, всеми своими признаками связанную с конкретикой того времени и с утверждением «пролетарского искусства». Далее, пройдя через непродолжительное увлечение идеями футуристов, Я. Савченко оставил поэзию и перешел на деятельность критика и литературоведа.

В 1918 г. стал также одним из основателей литературной группы символистов «Біла студія» в г. Киеве, редактировал издаваемые ею «Литературно-критический альманах» и журнал «Музагет». Жил в доме писателей «Ролит». В 20-х годах Яков Савченко работал в киевских газетах «Большевик» и «Пролетарская правда». Став членом ВУСПП в 1926, критиковал художественные взгляды неоклассиков и ваплитян. С 1929 г. был редактором в ВУФКУ, в 1931-1933 гг. – на Киевской кинофабрике. В этот же период излагает теорию драмы, сценария и литературы на сценарном и режиссерском факультетах Киевского киноинститута.

Яков Савченко оказался способным, активным критиком и все же, анализируя его поэтическое наследие с позиций сегодняшнего дня, можем констатировать, что его лучшие поэзии и сейчас будят поэтическое воображение, в то время как критические работы имеют разве что только историко-литературное значение: «Проти реставрації греко-римського мистецтва» (1927 р.), «Азіатський апокаліпсис» (1926 р.), «Поети й белетристи» (1927), «Народження українського радянського кіно» (1930р.), «П'ятнадцять років театру імені І. Франка» (1935) и другие. Во многих своих работах Я. Савченко проявил дарование аналитика, но и показал себя в литературной борьбе того времени одним из самых заметных представителей воинственной вульгарно-социологической критики.

О творчестве Якова Савченко писали А. Никовский (в сб. «Vita Nova», 1920), М. Зеров, Ю. Меженко, Д. Загул, А. Дорошкевич и другие.

В 1933 г. Яков Савченко был уволен с редакторской и преподавательской работы «за протягивание националистических взглядов». 17 сентября 1937 года арестован работниками НКВД в собственной квартире, в ходе обыска изъяты письма и книги. Обвинен в том, что был участником антисоветской националистической организации и проводил шпионскую, вредительскую и террористическую деятельности (ст. 54-7 УК УССР (экономическая контрреволюция), ст. 54-8 (террористический акт), ст. 54-11 (подготовка к контрреволюционным преступлениям). К тому же, не забыли ему и кратковременное сотрудничество в газете «Украина», которая выходила во время Директории УНР в Каменце-Подольском.

1 ноября 1937 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила Якова Савченко к смертной казни. 2 ноября 1937 года поэт был расстрелян в г. Киеве. 27 ноября 1958 реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.

      Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов:

О нём:

  • З порога смерті: Письменники України – жертви сталінських репресій / Авт. кол.:Бойко Л. С. та ін. – К.: Рад. письменник, 1991.  
  • Вип. І/Упоряд. О. Г. Мусієнко. – 494 с. – Зміст: Савченко Яків: біограф. довідка. – С. 380-383.
  • Півторадні Василь. Я.Г.Савченко. (До 80-річчя з дня народження ). // Українська мова і література в школі, 1970, №3, с. 80-81.
  • Савченко Яків Григорович (1890-1937) – український поет і літературний критик. // Українська література в загальноосвітній школі. – 2005. – №11. – с. 3.
  • Українська радянська енциклопедія : [в 17 т.] / М.П. Бажан; Академія наук Української Радянської Соціалістичної Республіки; АН УРСР- К.: Голов. ред. УРЕ, 1959.
    • Т. 12: Прящів - Світлофор - 576 с. – Зміст: Савченко Яків: біограф. довідка. – С. 474

Календарь событий

    1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 3031 
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день