Хроники Нарнии
Льюис Клайв Стейплз (псевд. Клайв Гамильтон)
84(4ВЕЛ)-4
Л 91
Аннотация:
"Хроники Нарнии" К.Льюиса знает и любит весь мир. Известный английский писатель и богослов, ближайший друг знаменитого Дж.Р.Р. Толкиена, создал хронику удивительной страны Нарнии, населил её великанами и гномами, драконами и кентаврами и дал детям право устанавливать законы и защищать добро и справедливость. Там "огнегривый лев", властвующий над миром, учит своих возлюбленных детей побеждать драконов корысти и зла в себе, учит не бояться жить, учит отличать Добро от Зла и Правду от Лжи.Photo Collection
Цитаты
- Он начинал привыкать к трудностям, и лицо его приобретало королевское выражение.
- Когда тебе страшно, самое лучшее – повернуться лицом к опасности и чувствовать что-то тёплое и надёжное за спиной.
- То, что ты видишь и слышишь, в некоторой степени зависит от того, каков ты сам.
- Детство мы тратим впустую, желая стать взрослыми, а когда вырастем, тратим всю жизнь на то, чтоб не состариться.
- Король должен блюсти закон, потому что только закон и делает его королём.
- Плакать не плохо, пока ты плачешь, но рано или поздно слезы заканчиваются и тогда надо решать, что же делать.
Рецензия специалиста (официальные рецензии):
К.С.Льюис и его "Страна Чудес"
(отрывки)
Когда в 1978 году в издательстве "Детская литература" вышла в свет сказка К.С.Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф", редакция адресовала ее детям "младшего возраста". Нет сомнения, что малыши с радостью приняли эту книгу, давно уже ставшую редкостью. Но думается, что "Хроники Нарнии" (а "Лев, колдунья и платяной шкаф" - вторая часть этого цикла) доставят радость не только самым маленьким. Сам Льюис считал, что книга для детей, которая нравится только детям, - плохая книга. Имея это в виду, я постараюсь рассказать в предисловии о вещах, интересных и детям, и взрослым...
...Повесть "Лев, колдунья и платяной шкаф" (она была написана первой) началась с воображаемой картины: фавн с зонтиком в заснеженном лесу. Льюис вспоминал, что этот образ преследовал его с шестнадцатилетнего возраста. Гораздо позже появилась другая картина - королева в санях, запряженных северными оленями - и, наконец, образ льва. Когда Льюис начинал писать первую сказку, никакого льва не было еще и в помине, и книга никак не "вырисовывалась". Зато с появлением Аслана головоломка сложилась сама собой, все картинки встали на место. Аслан будто потянул за собой все семь повестей о Нарнии, и они легли на бумагу сравнительно быстро и легко.
Другой вопрос, почему Льюис - крупный ученый, автор ряда вполне "взрослых" книг - вообще обратился к сказке. Конечно, литературная сказка имеет в Англии славные традиции, и среди любимых писателей Льюиса не последнее место занимают сказочники - например, мало известный у нас, но широко популярный в Англии Джордж Макдональд, создавший во второй половине XIX века целый ряд сказочных романов и повестей. Внимание Льюиса к сказке и мифу, несомненно, подстегивалось и его интересом к классической и средневековой литературе, и постоянным общением с Толкие-ном и Уильямсом. Но у Льюиса были и другие причины написать серию именно сказочных повестей. Об этих причинах он высказался лаконично: "Волшебная сказка - самый подходящий жанр, чтобы выразить то, что я хотел сказать"...
..."Хроники Нарнии" -своего рода средоточие выношенных и выстраданных помыслов, идей й умозаключений автора. Повести создавались не в том порядке, в котором Льюис их хронологически разместил для чтения. Первой была написана сказка "Лев, колдунья и платяной шкаф", в том же 1949 году за ней последовал "Принц Каспиан". Наиболее продуктивным оказался 1950 год, когда одна за другой были созданы "Покоритель Зари", "Конь и его мальчик" и "Серебряное кресло". Льюис завершил свой труд двумя обрамляющими повестями, которые рисуют начало и конец истории Нарнии: "Племянник чародея" (1951) и "Последняя битва" (1953). Первая публикация цикла относится к 1950-56 годам.
Я уже упомянул выше о кажущейся простоте сказок. Она именно кажущаяся, потому что на самом деле "Хроники Нарнии" - цикл многоплановый, допускающий возможность разнообразного восприятия. Ведь писал же Льюис: "От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь".
Проще всего прочитать "Хроники" как приключенческие повести, где рассказ об отважных и удачливых героях обильно сдобрен чудесами и волшебством. Наверно, большинство читателей именно так и воспримут сказки Льюиса - и это будет увлекательное чтение, потому что автор - отличный рассказчик, от его книг не так-то легко оторваться. Но стоит заглянуть поглубже - и мы увидим, что события повестей - не просто приключения ради приключений. Перед героями постоянно встают вопросы морального выбора, и от того, как эти вопросы решаются, зависит судьба персонажа, а порою - и нечто гораздо большее. Конечно, где-то на заднем плане постоянно маячит фигура благого золотогривого Аслана, и это зримое или незримое присутствие порою помогает сделать выбор. Но в конечном итоге все зависит от свободной воли героя. А "быть хорошим" в Нарнии, надо сказать, не легко и не просто. Сколько встречается на пути ситуаций, когда поступать правильно попросту не хочется, когда ужасно тянет отведать волшебного рахат-лукума, когда правильный выбор может принести выбирающему боль, страдание, а то и смерть! Ведь даже сам Аслан, спасая Эдмунда, погиб во второй повести цикла... Так что правильность выбора вовсе не обусловлена заранее. В Нарнии возможно и предательство, и "коллаборационизм"; дракон скупости и подлости, сидящий в человеке, вполне может выползти наружу и одеть своего хозяина в скользкую чешую. Но при всем том Льюис неизменно уверен в главенстве и финальной победе Добра. Лекарство может быть горьким (вот увидите, как с Юстэса будут сдирать драконью шкуру!), но оно существует. Только те, кто не верит в саму возможность Добра, оказываются в тюрьме, сотворенной их собст-венным сознанием, как это случилось с дядюшкой Эндрю в "Племяннике чародея" и с гномами в "Последней битве". Для них ничего не может сделать даже Аслан...
..."Хроники Нарнии" отличаются от множества детских книжек тем, что "положительные" персонажи в них ничуть не менее интересны, чем "отрицательные". От самого Аслана никогда не знаешь, чего ждать: это вам не ручной лев! Что уж говорить о детях - пришельцах из нашего мира! Критики порою упрекали Льюиса в том, что он не знает и не умеет изображать детей. Да, своих детей у Льюиса не было; когда создавались "Хроники", не было еще и приемных. Дети его книг во многом "смоделированы" по воспоминаниям о собственном детстве. Но тем значительнее достижение писателя: ведь некоторые - не все, но некоторые - персонажи книги - вполне полнокровные характеры. Таковы Дигори, Шаста, Люси, да, пожалуй, и Юстэс. И что еще важно: среди персонажей почти нет статичных, однозначно "хороших" или "плохих". Герои развиваются либо к Добру, либо ко Злу, в зависимости от того, какой выбор они сделали.
И наконец, если заглянуть в "Хроники" еще глубже, раздернув занавес отдельных приключений и отдельных судеб, перед нами предстанет сама Нарния - Страна Чудес со своей географией и историей - Мир Чудес, в котором она расположена.
Сотворение "иных миров", напомню, - главная задача той "школы сказочников", родоначальником которой считают Тол-киена. Было бы ошибкой безоговорочно относить Льюиса к этой "школе", но "иной мир" он создал, и это невероятно интересный мир. Кто однажды там побывал, никогда его не забудет...
Зміст
Экранизация, другие видеоматериалы
Серед усіх творів К.С. Льюїса лідером за екранізаціями став цикл Хроніки Нарнії". Перша книжка серії "Лев, Біла Відьма і шафа" у 1967 році була представлена на екранах як телесеріал, у 1979 році за її мотивами був знятий мультфільм. У 1988-1990 роках ВВС випустило серіал "Хроніки Нарнії" (4 серії). У 2010 році на екрани вийшов фільм "Хроніки Нарнії: Підкорювач Світанку".