Как искать информацию в Интернет

Поиск по каталогам

Поиск при помощи поисковых машин

Как искать информацию в Интернет

Как найти нужную информацию? Когда вы уже были на сайте, и знаете конкретный адрес, вопросов нет. Но если её местоположение неизвестно?

Существуют два способа.
Первый: вы знаете, где информация может появиться. Например, ожидая появления новостей, вы можете наведаться на сайт novosti.com.ua, или новостной портал www.newsukr.net, если новости касаются нашей страны или мира.
Для осуществления такого поиска существуют каталоги Интернет-ресурсов. Они имеют иерархическую структуру, верхний уровень которой образуют 10-15 самых общих предметных или тематических категорий. Эти категории подразделяются на рубрики, которые в свою очередь могут иметь еще более дробное деление.

Примеры каталогов:

Но если вы знаете только что вам нужно, но не знаете где это лежит?

На этот второй случай существуют поисковые машины, или "поисковики". Поисковая машина регулярно, каждый день, 24 часа в сутки обходит все адреса Интернет, просматривает страницы и вносит их в свою базу. Этот процесс называется индексацией. Поисковик обходит все известные ему сайты, сам ищет новые и включает их в свой "путевой лист".

Примеры поисковых систем:


Практика показывает, что в настоящий момент эффективно и правильно использовать поисковые системы умеют не более 3% человек. В основном люди слишком полагаются на их отнюдь несовершенные возможности и в результате на запрос из 1-2 слов получают совершенно бесполезную для себя информацию.

Почему так происходит? Дело в том, что современные поисковые системы Интернет не обладают исскуственным интеллектом, как думают многие, более того, все они построены на принципах 50-летней давности, заложенных австрийским ученым Ципфом, когда разговоры об исскуственном интеллекте могли встречаться в основном в фантастических произведениях. Подавляющее большинство доступных пользователям поисковых систем умеют искать лишь по ключевым словам, которые вводят пользователи и ничего более. Если вы полагаете, что такая система сама "подумает" за вас и найдет именно то, что вам надо, то в большинстве случаев ждет горькое разочарование. Полагаться здесь можно только лишь на себя, но никак не на бездумную железку.

Для эффективного поиска информации в Интернет с помощью поисковой машины предлагаем Вам некоторые практические советы (представлены правила наиболее общие; все ньюансы, касающиеся какого-то конкретного поисковика всегда можно найти в разделе «Помощь»):

1. Для начала определитесь с целью вашего поиска. (и языком запроса: рус., укр, англ. и др.). При этом нужно сконцентрироваться не только на самой цели, но и на том, что может ей сопутствовать (ключевые слова, специальные термины, глаголы и т.д.).

2. Как выбрать поисковик? На сегодняшний день поисковых машин существует несколько десятков. Самыми популярными для поиска на русском языке являются Яндекс (www.yandex.ru) и Google (www.google.ru). Украинский язык поддерживают все русскоязычные системы. Короме того существует украинская поисковая система МЕТА (meta.ua), но база ее немного ограничена. Для поиска на иностранных языках используют Google (более 30-ти языков), который имеет удобную настройку, где можно задать: «Искать страницы только на языке (языках)».

Иногда для поиска какой-то самой свежей информации, возможно, потребуется использовать несколько поисковых машин (так называемый метапоиск).

Поисковые машины различаются не только поддерживаемыми языками. Разница в способах индексирования дает разные результаты при поиске. По одному и тому же запросу “Яндекс” выдает результат – 110534 страниц , Google – 54500 страниц, Апорт - 784, Рамблер –240069.

Google исходно обладал минималистичным дизайном, не перегруженным дополнительной информацией. Если вы хотите использовать такой же спартанский стиль в Яндексе, то вам сюда: www.ya.ru, в Рамблере: www.r0.ru.

3. Для простого поиска зайдите на любой из сайтов поисковиков и в строке поиска введите искомую фразу. Строка находится посредине экрана.

Например: Вам необходимо найти расписание поездов проходящих через Киев. В качестве общего запроса можно так и попробовать "спросить" поисковую систему: «расписание всех поездов проходящих через киев» (кавычки не нужны). Регистр - т.е. строчные буквы или прописные - значения не имеет. И нажмите на клавиатуре клавишу "Ввод" или кнопку поиска рядом со строкой.

Однако, по такому запросу, к примеру, Яндекс, находит лишь расписания поездов, проходящих через Самару, Тернополь, но Киева среди результатов поиска не видно. Это ни в коем случае не означает, что этой информации в базе поисковой системы нет, просто запрос был сформулирован не очень удачно.

Дело в том, что любая поисковая система старается найти страницы, на которых находится максимальное количество слов из вашего запроса, более того, если эти слова еще следуют друг за другом, то такие страницы будут выведены первыми. То есть, к примеру, если в тексте страницы встречается фраза «расписание всех поездов, проходящих через Самару», то при отсутствии такой же фразы «расписание всех поездов, проходящих через Киев» система определит, что они имеют 5 общих слов, то есть с большой вероятностью страница, содержащая эту фразу вам подойдет, хотя это и не так. Поэтому нужно такой запрос скорректировать, убрав все слова-паразиты и оставив только слова, которые точно характеризуют вашу потребность. В нашем случае словами-паразитами являются слова «всех, проходящих, через», которые могут встречаться на каких угодно страницах. Задав скорректированный запрос «расписание поездов киев», мы получим в точности то, что искали.

4. Поисковая машина сама располагает результаты поиска по релевантности, т.е. по наилучшему соответствию запросу. Это значит, что самыми первыми будут расположены ссылки на документы, в которых искомые слова находятся рядом друг с другом, ближе к началу страницы или в заголовках. Результаты поиска выводятся постранично. Количество ссылок на одной странице по умолчанию для большинства поисковиков равно 20, но это число можно изменить в настройках. Совсем не обязательно просматривать все выведенные ссылки, лучше изменить или скорректировать запрос.

5. Иногда необходимо не убирать лишние слова,а наоборот детализировать запрос, если слова, заданные для поиска, слишком общие. А результаты настолько схожи, что легко выбрать требуемое из десятков или сотен страниц не представляется возможным?
Например, поиск по слову "фантастика" даст тысячи совершенно разнообразных документов. "Русская фантастика" сузит круг поиска. "Русская фантастика писатель Лукъяненко" наверняка будет в точку.

6. В большинстве случаев просто скорректировать запрос недостаточно. Необходимо использовать операторы языка запросов поисковой системы, которую вы используете. Эти операторы не только существенно облегчат вам жизнь, но и помогут находить такую информацию, которую с помощью простых запросов найти совершенно невозможно.
Операторы, общие для всех поисковых систем.

6.1. Оператор строгого соответствия, как правило, в современных поисковых системах это кавычки "". Сочетание слов, которые вы укажете в кавычках, будет учитываться системой как единое целое, то есть таким образом вы задаете порядок следования слов друг за другом. Например, по запросу компьютерные журналы вы можете получить в результатах поиска страницы со словами, упоминающимися обособленно, то есть на одной странице может быть слово компьютерные, на другой - журналы и т.д. Конструкция же "компьютерные журналы" в кавычках заставляет поисковую систему отбросить все лишние страницы и показывать лишь те, на которых эти два слова идут друг за другом.

6.2. Оператор обязательного наличия слова "+" (плюс или «&» или AND) и оператор обязательного отсутствия слова "-" (минус или NOT). Например, если вы хотите найти сайт журнала ЧИП, достаточно к запросу "компьютерные журналы" добавить + чип: "компьютерные журналы" + чип. Если же нужно вывести все журналы, кроме Чипа, нужно ввести: "компьютерные журналы" - чип.

Внимание! Достаточно часто бывает полезно, чтобы искомые ключевые слова присутствовали в пределах одного документа. Для этого необходимо использовать оператор логического «И» AND. Однако, во всех поисковых системах это же можно сделать, поставив обычный пробел. К примеру, запросы: компьютерные журналы и компьютерные AND журналы, как правило, дадут один и тот же результат.

6.3. Оператор логического «ИЛИ», в качестве которого используется логический оператор OR (знак «|») позволяет найти хотя бы одно слово из запроса. Например, с помощью запроса: компьютерные OR журналы можно найти документы, в которых встречается или слово компьютерные, или слово журналы.

6.4. Сложные запросы с помощью логических операторов можно осуществлять, используя круглые скобки: обласные AND (архивы OR библиотеки); (библиотеки OR архивы) + ( областные OR городские). Скобки задают определенный порядок ключевых слов и выполнения их операторов.

6.5. Поиск без учета морфологии. Чтобы зафиксировать словоформу без рассмотрения машиной ее морфологических вариаций в строке запроса перед термином ставится знак "!". Например: !информация !база !данных

6.6. Усечение (поиск по части ключевого слова). Как правило, для этой цели употребляются знаки: «*» (обозначает произвольную часть слова) и «?» (обозначение любого символа) Запрос Компьютер* даст результаты: “Компьютер”,”Компьютерра”, ”Компьютерщики” и т.д. Запрос: к?мпания – результат: кампания или компания.

6.7. Регистр букв: современные системы различают слова, набранные прописными и строчными буквами. Если ключевые слова начинаются с заглавной буквы или полностью введены заглавными буквами, то эти же слова написанные строчными буквами, найдены не будут. При вводе ключевых слов строчными буквами область поиска расширяется, потому что ключевые слова ищутся независимо от регистра.

Внимание! С языками запросов конкрентной поисковой системы можно всегда ознакомиться в ее разделе помощи. При этом нужно отметить, что многие из них обладают собственными дополнительными операторами, которые могут помочь опытным пользователям.

7. Расширенный поиск, или поиск с условиями различной степени сложности. Зайдите в режим расширенного поиска по ссылке, расположенной справа от строки поиска, которая так и называется - "Расширенный поиск" (в Яндексе это может быть только знак "плюс"). Вы окажетесь на странице с несколькими дополнительными кнопками и подменю, которые представляют широкие возможности для детализации запроса, ввода дополнительных параметров поиска, фильтров и т.д. (без знания языка запросов и его операторов).

Например, можно задать условие точного соответствия фразы, без учёта словоформ. В Яндексе это условие называется "употреблены в тексте: точно так, как в запросе", в Рамблере (www.rambler.ru) "Искать слова запроса: точную фразу", в Google (www.google.ru) "Найти результаты с точной фразой" и т.д.

8. Более сложным (и от того менее используемым) является Представление искомого документа как образа.

8.1. Поиск можно существенно упростить, представив себе образ страницы, содержащей нужную информацию. Дело в том, что существуют общепринятые правила, которым подчиняются практически все страницы сети. Основное и главное правило, которое нужно всегда помнить, заключается в том, что заголовок каждой страницы кратко и точно характеризует ее содержимое. Вы будете удивлены, но отыскать, к примеру, какую-либо книгу в электронном виде очень просто. Конечно, можно попробовать ее найти, просто задав в поисковой системе фамилию автора и название и в конце концов эту книгу найти, но так вы рискуете потратить уйму времени на просмотр абсолютно бесполезных для вас страниц с упоминанием данной книги или автора, но без ее электронной копии.
Хотя можно отыскивать нужную информацию прямо в заголовках страниц, минуя остальное их содержание.

Простой пример - вам нужно найти, предположим, книгу М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Для начала составляем образ нужной нам страницы - скорее всего, в ее заголовке могут находиться и фамилия автора, и название произведения. Дальше нужно выяснить, как включить расширенные возможности поиска по заголовку в поисковой системе, которую мы будем использовать. Например, в Яндексе для поиска по заголовкам нужно использовать конструкцию $title( ), таким образом, наш запрос может выглядеть как: $title(булгаков "мастер и маргарита"). Результат превосходит все ожидания - первые 7 ссылок, которые вывел Яндекс в результатах поиска, содержат то, что нам нужно.

Для поиска по заголовкам у Google используется совершенно другая конструкция - allintitle.

8.2. Но не только заголовки полезны при поиске нужной информации. Неоценимую помощь может здесь оказать и текст ссылок. Ведь любой сайт имеет строго определенную структуру, то есть какие-то ссылки, которые ведут на его страницы или страницы других сайтов. Каждая такая ссылка имеет собственное описание, по значению соизмеримое, а часто и более информативное, нежели заголовок самой страницы, на которую она ведет. И ведь в текстах ссылок тоже можно искать, да еще как!

К примеру, мы хотим найти в Сети какой-то файл, например, скачать последнюю версию универсального музыкального проигрывателя winamp. Попробуем создать образ страницы, которую нужно найти. Так как программа это известная, то, по всей вероятности, существует немало сайтов, на которых есть ссылки на страницу, где можно скачать последнюю версию winamp. Если попробовать поискать в тексте этих ссылок, скорее всего одной из первых в результатах поиска появится нужная нам страница, так как все остальные ссылки ведут именно на нее. Для поиска в описаниях ссылок в Google используется оператор allinanchor, следовательно, запрос можно сформулировать примерно так: allinanchor: winamp download. Для того, чтобы удостовериться в верности приведенных рассуждений, можно вместо winamp поставить какую-нибудь другую программу - если в Сети на нее есть хоть одна ссылка, система выведет ее первой.

Внимание! Текст ссылок представлен только латинскими символами, более того английскими словами. Поэтому, если мы ищем книги – пишем: books, ссылки – links и т.д.

Удачного поиска, и мы желаем вам, чтобы вы были всегда в курсе того, что вам нужно знать!

Календарь событий

    1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 3031 
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день