Светлана Алексиевич

«Есть книги, незаслуженно забытые;
нет ни одной, которую бы незаслуженно помнили...»

Вистей Хью Оден

Трудно представить жизнь без книг: художественных, научно-популярных, справочной литературы. Роль литературы огромна, ее трудно переоценить. Но, к сожалению, иногда много хороших книг не пользуются большим спросом и стоят без движения на полках. Отдел хранения и реставрации библиотечных фондов Ее произведения изданы в Украине, России, США, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и других странах.

В 2015 г. Светлане Алексиевич, биография которой была еще малоизвестна современным читателям, присудили Нобелевскую премию по литературе.
Писательницу выдвигали на премию дважды: в 2013 и в 2015 гг. В 2013 г. премия была присуждена другому автору из Канады. В 2015 г. Нобелевский комитет принял решение выдать эту премию, которая уже довольно давно не присуждалась русскоязычным писателям, именно Светлане Алексиевич. Сразу же после объявления этого решения множество людей заинтересовались творчеством автора.

Будущая писательница родилась в Западной Украине (в Ивано-Франковске) в 1948 г., в учительской семье. Отец – белорус, мать – украинка. Жизнь ее семьи обожгла война. Отец ушел на фронт, демобилизовался только после победы и перевез свою жену и маленькую дочь в белорусское село в Гомельской области.

Успешно закончив школу, Светлана работала корреспондентом районной газеты в Наровле. В 1967 г. поступила на факультет журналистики в престижный в то время Белорусский государственный университет. По окончании обучения Светлану направили на работу в районную газету в Бярозе. Через год будущая писательница получила работу в республиканской «Сельское газете», а еще позже – в журнале «Нема» (орган Союза писателей Белоруссии).

В годы перестройки Алексиевич выпустила несколько книг, которые наделали много шума и зачислили ее в разряд диссидентов. В 2000-х гг. лауреат переехала в Европу, жила и работала во Франции, Германии и Италии. Недавно вернулась в Беларусь.

Писательница сама определяет жанр своей прозы как художественно-документальный. Ее привлекают художественный вымысел и журналистская документалистика. За свою долгую писательскую жизнь Светлана Алексиевич написала много книг, отзывы о них самые разные: некоторые из читателей уважает талант автора, а другие – проклинают Алексиевич, обвиняя в популизме и спекулятивной журналистике.

Чтобы не гадать и не судить обе стороны, предлагаем вам самим дать оценку творчества Светланы Алексиевич.

 

«У войны не женское лицо» – книга была издана в 1983 году. В этой работе писательница собрала воспоминания множества советских женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне. Часть воспоминаний была вырезана цензурой (позже автор добавила их в постсоветские издания). Алексиевич фактически развенчала тот образ, который был создан до неё в книгах о войне. В ее работе женщины рассказывают не о подвигах и победах, а о страхе, страданиях, погубленной молодости и о жестокости войны.

Требование

 

 

«Последние свидетели: книга недетских рассказов» – книга была издана в 1985 году и также стала полемической работой. Издание посвящено воспоминаниям о Второй мировой войне на территории СССР. Эта книга – подвиг детской памяти. Это история о тех, кому во время войны было 6-12 лет, – наименее ангажированных и одновременно наиболее уязвимых ее свидетелях.

Требование

 

 

 

«Цинковые мальчики» – книга была издана в 1989 году и вызвала большой резонанс. Посвящена она печальным для нашей страны событиям афганской войны. Для написания «Цинковых мальчиков» Светлана лично посетила Афганистан, встретилась с бывшими участниками боевых действий и с матерями погибших солдат. После выхода книги на писательницу обрушилась очередная волна критики. Это привело к суду над Светланой Алексиевич и ее книгой в 1992 году.

Требование

 

 

«Последние свидетели. Соло для детского голоса» – книга издана в 2004 году. Теперь в центре истории – война, увиденная детскими глазами. Война, какой ее помнят дети, оказалась еще страшнее, чем та, что запечатлел женский взгляд в книге «У войны не женское лицо».

Требование

 

 

 

«Время second-hand (конец красного человека)» – книга была выпущена в свет в 2013 году. Завершает цикл из пяти работ автора. В ней Светлана рассказывает о «старом» человеке, о советском сознаним. «Коммунизм имел безумный план – переделать «старого» человека, «ветхого Адама», – говорится в предисловии к пятой книги. – И это свершилось... может, только это и свершилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма создали отдельный человеческий тип – «homo soveticus». Кто-то считает, что это трагический персонаж, а кто-то называет его «совком». Мне кажется, я знаю этого человека, он хорошо мне знаком, я с ним рядом, бок о бок, прожила много лет. Он – это я. Это мои знакомые, друзья, родители». Монологи, попавшие в книгу, автор записывала в течение последнего десятилетия, путешествуя по всему Советскому Союзу.

 

 

Темы ее книг волнуют многих людей в разных странах мира, творчество писательницы является объектом пристального внимания со стороны критиков. И они расходятся в своих оценках. Советуем прочитать книги автора из наших фондов и дать свою оценку произведениям писательницы.

Календарь событий

    1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 3031 
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день