День Святой Троицы

07.06.2020

Троица, Зеленое или Клечальное воскресенье, Пятидесятница, сошествие Святого Духа – как только мы не называем Зеленые Праздники, следующие на 50-й день после новозаветной Пасхи. И есть за что! Начало лета, а значит – расцвет и буйство природы, рождение Христианской церкви и благодать Святого Духа, который в эти дни сходит на землю, и почувствовать его может каждый христианин.

Первоначально Зеленые Праздники были праздником жатвы и благодарности. Позже к нему присоединились религиозные и исторические мотивы. В христианстве праздник сформировался в IV в., после принятия церковью догмата о Троице – существовании единого Бога в трех ипостасях.

Ибо в этот день, как пишется в святых книгах, с небес на апостолов – простых  12 рыбаков, учеников Христа, которые вместе с Матерью Божьей были в комнате дома на горе Сионе, – сошли огненные языки Святого Духа, апостолы заговорили на разных языках, чтобы в дальнейшем идти и проповедовать христианство.

В народе День Святой Троицы тесно сплелся с дохристианскими традициями Пятидесятницы. Подготовка к Клечальному воскресенью начиналась с четверга: девушки шли на поля, луга, в леса и там из цветов и трав плели себе венки. В пятницу заготавливали лекарственные травы, а также собирали росу, которой лечили больные глаза. В субботу утром, до восхода солнца, женщины шли на луга, в поля по душистое зелье – душицу, чабрец, полынь, любисток, канупер, татар-зелье; в лес – по ветви клена, липы, ясеня, чтобы ими украсить свои дворы: ворота, заборы, хлев, дом.

Буяє зелень, і Господь дає
Лазурі неба і тепла по вінця,
О цій порі справіку настає
Величне християнське свято Трійці.

О. Крачило

Также на Троицу зелеными ветками украшали храмы. Во время богослужения люди держали веточки деревьев и букеты цветов, выражая тем самым благодарность Богу за то, что он своим Святым и Животворящим Духом обновил их, через крещение дал новую жизнь.

По традиции, первый день Пятидесятницы, воскресенье, церковь посвящает прославлению Пресвятой Троицы. Этот день в народе называется Троицким. Второй день, то есть понедельник, посвящается Святому Духу, и называется Духовным.

Архаичным обрядом Пятидесятницы, что упоминается еще в летописи XI в., считается вождение Куста, другое название – вождение Тополи. Молодую девушку, украшенную зеленью и лентами, с песнями водят по деревне, получают подарки от хозяев дома.

Распространенным в Украине был также обычай устанавливать на улицах села или на выгоне за селом дерево, украшенное цветами, лентами, которое называлось веха или ясень. Оно было прообразом известного всем народам мирового дерева, соединяющего три мира: небо, землю и мир подземный. Вокруг такой вехи собиралась молодежь, которая пела песни и танцевала.

От Троицы начинался период поста – Петровка. В первую неделю на значительной территории Украины отмечали «розыгры» или «русалии». Считалось, что в течение недели после Троицы по земле ходят русалки.

По поверью, тем, кто в этот праздник работал в поле, русалки мешали, вредили посевам, а если их очень разгневать, то они могли испортить домашний скот, птицу. Те, кто уважал праздник, надеялись, что русалки будут хранить его поля и хозяйство от всех бед.

Особенно опасными были русалки в первый по Троице четверг – Навский четверг или Русальную Пасху, когда приобретали человеческий облик и ходили по полям, играли у воды и на опушках.

В этот день, как только взойдет солнце, девушки шли на поле и брали с собой ржаной хлеб, замешанный на свяченой воде. Там ломали его на несколько кусков, а затем каждая шла на ниву своего отца, где росла рожь, и на границе клала хлеб для русалок – «чтобы рожь родила». Также в Русальную Пасху девушки, имея при себе обереги (чеснок, любисток, полынь), ходили в лес и бросали там сплетенные венки русалкам, чтобы те наслали им женихов.

В представлении о русалках в значительной мере отразился культ умерших. Поэтому в Навский четверг на кладбищах проходили коллективные поминальные трапезы.

По окончании недели после Троицы русалки возвращались домой – в потусторонний мир. Их с почестями провожали за село. Почти везде в Украине проводы русалок происходили в полях на ржи – так призывали хороший урожай.

Ідіть, ідіть, русалочки, ідіте,
Та нашого житечка не ломіте,
Бо наше житечко в колосочку,
А наші дівочки у віночку...

(Укр. нар. пісня «Ой проведу русалочок до броду»)

Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов:

Бондаренко Г. «Гілки зелені у храмах ваших…» / Г. Бондареко // Людина і світ. – 1991. – № 5. – С. 32-35: іл.

Воропай Олекса. Звичаї нашого народу [Текст] : нар.-календар. звичаї, укр. нар. одяг : етногр. нарис/ О. Воропай; ред. С.В. Цушко, худож. оформ. І. Бородаєва - К. : Пульсари, 2012. – На авантит.: З нагоди 100-ліття від дня народж. видатного етнографа і публіциста Олекси Воропая. – Бібліогр.: с. 606-614 та в підрядк. прим. – 630, [1] с. - (Програма «Українська книга»).

Ліпніцка Марія. Прийди, прийди до мене, Неділенько Зелена: сценарій свята / М. Ліпніцка // Українське слово і сучасність. – 2017. – № 3. – С. 66-71 – Бібліогр. наприкінці ст.

Рихтін А. Величне свято Трійці / А. Рихтін // Дати і події. – 2018. – № 1. – С. 100-102 – Бібліогр. наприкінці ст.

Свирида Раїса. Зелені свята, Трійця / Р. Свирида // Українська культура. – 2010. – № 5/6/7/8. – С. 81-84.

Календарь событий

    1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 3031 
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день