Елена Апанович

09.09.2019

Историк, исследователь истории Украины казачества, казацкого летописания, специалист в области историографии, источниковедения, археографии, книговедения, рукописной книги, маргиналистики, историософ, журналист, просвещенка, лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко, была одной из представителей «реформистской» версии в исследованиях истории запорожского казачества, которая опозиционировала «официальной» парадигме в украинской советской исторической науке. Она стала одной из когорты тех трудолюбивых и преданных своей профессии ученых, проявивших мужество не идти ни на какие идейные компромиссы и соглашения с компартийным диктатом в эпоху общего господства тоталитаризма в Украине.

Елена Михайловна Апанович родилась 9 сентября 1919 годо в городе Мелекес Симбирской губернии. Отец был железнодорожником, белорусом по происхождению, мать – из польского шляхетского рода Бортновских. В 1936 году блестяще окончила среднюю школу в Харькове (в школьной характеристике стояла красноречивая запись: «по способностям – выдающаяся») и поступила во Всесоюзный коммунистический институт журналистики в Москве. Но потом институт был ликвидирован, а его преподаватели репрессированы. Елену Михайловну перевели в Харьковский пединститут, который она окончила в 1941 году по специальности «русский язык и литература». Во время войны была в эвакуации в Казахстане, Башкирии, где работала в Госнаркомздраве, а затем – в Башрадиокомитете. В Украину смогла вернуться лишь в мае 1944 г. С этого времени до конца дней жила и работала в Киеве.

В период 1944-1950 годов была научным, старшим научным сотрудником, начальником отдела древних актов Центрального государственного исторического архива УССР, где, по ее словам, «просто влюбилась в украинское казачество». С 1950 до 1972 гг. работала в Институте истории Украины в Киеве.

В ее жизненном и творческом пути выделяется три периода: I – сер. 1950-х – нач. 1970-х; II – 1972 – кон.1980-х; III – 1990-е годы.

Вторая половина 1960-х – начало 1970-х pp. в творчестве А. Апанович был особым периодом. Именно тогда она с огромным энтузиазмом на большом духовном подъеме занялась подготовительной работой по увековечению памятных мест запорожского казачества и создания на о. Хортица государственного заповедника, историко-мемориального комплекса, посвященного запорожскому казачеству, о чем было даже соответствующее постановление Совета министров УССР от 8 марта 1965 года. Елена Михайловна еще в 1951 году приняла участие в археологических экспедициях по местам бывших Запорожских Сечей, затопленных впоследствии рукотворным Каховским водохранилищем. Проводила учет и классификацию памятных мест Украины, связанных с историей украинского казачества, его освободительной борьбы.

Плодотворный труд в направлении исследования истории запорожского казачества нашел яркое влияние в двух монографиях: «Запорожская Сечь в борьбе против турецко-татарской агрессии: 50-70-е годы XVIII века.» (К., 1961) и «Вооруженные силы Украины первой половины XVIII в.» (М., 1969). Это было действительно новое и важное слово в казаковедении. В этих книгах, особенно во второй, автор обосновала концептуальный тезис о том, что вооруженные силы Украины, даже в условиях колониального наступления Российской империи, которая использовала казаков в своих захватнических целях и одновременно постепенно лишала самостоятельности, сохраняли серьезный милитаристский потенциал, обеспечили во многом победы над Османской империей, в конце оставшись важным признаком украинского государства. Книга «Вооруженные силы...», хотя и была издана малым тиражом (3000 экземпляров), получила высокую оценку ученых. В то же время это издание было единственным после долгих лет солидным и объективным исследованием истории запорожского казачества, чего украинская историческая наука не знала с 20-х годов. Книга стала бестселлером, она мгновенно разошлась, ее без преувеличения прочитали все сознательные украинцы, она сделала имя А. М. Апанович известным по всей Украине.

Но после арестов интеллигенции в 1972 г. и идеологического погрома, казачество стало «идеологическим криминалом» и книга была изъята из библиотек, на нее было запрещено ссылаться, имя Апанович было изъято из историографии. Слава казацкой хранительницы обернулась в сентябре 1972 года приказом № 152 директора Института истории УССР академика А. Скабы об увольнении Елены Михайловны из Института истории АН УССР, отлучением от любой общественной работы, фактическим запретом публиковаться. Перед тем председатель профсоюза института на собрании сказал об Апанович, что это «сорняк, который надо вырывать с корнем».

С трудом удалось устроиться в отдел рукописей Центральной научной библиотеки АН УССР. Апанович вернулась к архивной работе, сделала описания многих фондов, исследовала историю создания в 1918 г. Всенародной библиотеки Украины (ныне ЦНБ), работала в области книговедения. Елена Михайловна написала самую сложную часть истории Академии наук Украины – о периоде ее создания в 1918 г., но вопрос о ее соавторстве решался в КГБ: оставили, чтобы показать Западу, что Апанович публикуется. К середине 1987 г. публиковались лишь единичные ее статьи, и то в Москве или Ленинграде.

В творческой жизни А. Апанович выделяется и начало 90-х pp., которое характеризовалось определенной эволюцией взглядов и возвращением к любимой казацкой тематике. Ее историко-художественные (научно-литературные) книги «Рассказы о запорожских казаках» (1991), «Гетманы Украины и кошевые Запорожской Сечи» (1993), «Русско-украинский договор 1654 года. Мифы и реальность» (1994) были отмечены Государственной премией им. Т.Шевченко в 1994 и 1995 гг. Ей присуждена премия Фонда Емельяна и Татьяны Антонович.

Кроме этого, Елена Апанович в 1998 году выдала монографию – первый синтетический труд о Чертомлицкой Запорожской Сечи, который до сих пор остается единственной научной студией в украинской исторической науке об этом казацком формировании.

Также она выступила научным консультантом и соавтором в подготовке сценариев серии научно-популярных фильмов по истории казачества: «Не пропала их слава», «Шумела Украина», «Казак Мамай», «Слава и беда Украины», «анафема», «Род Разумовских», «Последний гетман», «Райские острова Сагайдачного», «Казацкие могилы» и т.д., а также двух полнометражных фильмов «Еще есть время» и «Черная долина».

Ею написан сценарий театрализованного представления «Гетманы – строители украинской культуры: Петр Конашевич-Сагайдачный и Иван Мазепа» (К., 1993).

Таким образом, вклад А. Апанович в изучение проблем истории казачества в Украине бесспорно значительный, а ее научное творчество заслуживает специальных историографических исследований.

Умерла Елена Михайловна 21 февраля 2000 года и была похоронена на Байковом кладбище в Киеве (участок 49а).

Больше можно узнать, обратившись к документам из наших фондов.

О ней:

  • Дмитрієнко, М. Ф. 80-річчя від дня народження О. М. Апанович [Текст] / М. Ф. Дмитрієнко // Український історичний журнал. – 1999. – №5. – С. 71-86.
  • Солонська, Н. Олена Апанович [Текст] / Н. Солонська // Бібліотечний вісник. – 1994. – №4. – С. 26-28.
  • Українки в історії [Текст] / С. Андрусів [та ін.] ; редкол.: М. Богачевська-Хомяк [та ін.], за ред. В. Борисенко. – К. : Либідь, 2004. – 328 с. : ілюстр. – Список ілюстр.: с.324.

Её произведения:

  • Олена Михайлівна Апанович [Текст] : бiблiогр. покажч. : до 80-рiччя вiд дня народж. i 55-рiччя наук. дiяльн. / Нац. акад. наук України, Ін-т рукопису, Ін-т історії України, Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського ; упоряд. С. Даневич. – К. : Вид-во ім. Олени Теліги, 1999. – 79 с.

Календарь событий

       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 1415
16 17 18 19 20 2122
23 24 25 26 27 2829
30      
Библиотека работает
с 9:00 до 18:00
пятница – выходной день
последний понедельник месяца –
санитарний день